Меню сайта

Технология спасения жизни

В нашем детском саду начинается реализация курса "Технология спасения жизни"

🙍‍♂Один эксперт в области дошкольного образования спросил: «Вы говорите детям об опасностях и о выживании. Как компенсируете этот негатив в картине мира ребенка?»
🙍‍♀Отвечаю. Вопрос серьезный. С одной стороны, каждый ребенок должен быть уверен в доброте мира в целом. С другой – знать об опасностях и иметь навыки самоспасения.

Дошкольник познает реальный мир, у него формируется картина мира, которая:
👉включает представления о явлениях разного «масштаба»: от бытовых задач до мироздания (Л.В. Яркина, Ю.А. Савицкая),
👉представлена в единстве эмоционально-чувственных и рациональных элементов (М.С. Каган, Э. Кассирер, А.Н. Леонтьев, М. Хайдеггер и др.),
👉обеспечивает становление социальной, общественной картины мира (Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, С.А. Дудникова, Р.И. Жуковская, О.Л. Князева, С.А. Козлова, Р.Б. Стеркина и др.).

❗Угрозы современного мира могут коснуться ребенка, поэтому они должны занять адекватное место в его картине мира. Это важно, чтобы мы могли бережно и эффективно формировать и закреплять навыки выживания в чрезвычайных ситуациях.

📖Учёные считают, что изучение детьми опасностей мира является важным аспектом их развития и обучения.
📌Дыбина О.В.: "Представления детей об опасностях требует совершенствования".
📌Куликовская И.Э.: "Дети дошкольного возраста нуждаются в обучении безопасности и правилам поведения в опасных ситуациях".
📌Чумичева Р.М.: "Дети должны учиться, как избегать опасных ситуаций и как правильно реагировать на них".

Реализуя занятия в рамках курса «Технология спасения жизни», мы вносим изменения в картину предметного и социального мира детей: говорим о признаках опасностей - дыма и огня, стрельбы и бесхозных предметов.
🏃‍♂Мы используем подвижные игры, игры-моделирования ситуаций с различным расположением угроз в помещении, проигрываем варианты реагирования, проводим рефлексию.
👫Беседуем с детьми и играем, рассматриваем проблемные ситуации и ставим театрализации чтобы дети обучались навыкам выживания в ЧС и смогли правильно реагировать на опасные ситуации, и даже предотвратить возможные негативные последствия.

🌱Важно обучать детей навыкам самоспасения, но при этом не напугать их. Мы позаботились об этом.
1. Курс начинаем с укрепления чувства безопасности, говорим про спасателей, про их готовность прийти на помощь и про собственные возможности для спасения.
2. Наблюдаем за детьми - это делает педагог, психолог, родитель. А ещё наша песочная арт-диагностика поможет понять эмоции ребенка лучше. Любые методики для диагностики эмоционального состояния могут быть полезны.
3. На занятиях соблюдаем принципы психологической безопасности:
- педагог сам устойчив, не боится, не навешивает страхи, а говорит о спасении и безопасности;
- поощряем заинтересованность ребёнка в своей безопасности, подкрепляем верные стратегии действий в ЧС;
- знания побеждают: когда знаю и умею – всё будет хорошо, помогаю себе, а не боюсь;
- подкрепляем убеждённость ребёнка в обеспечении его безопасности взрослыми.
4. Никаких «устрашающих» картинок! Формируем навыки поведения в ЧС с точки зрения спасения, возможностей. Для этого нельзя устрашать, ведь страх сковывает, а нужно действовать.
5. В разработке: дидактические наборы карт с образными изображениями опасности и безопасного фактора. Карточки для детей послужат компенсацией внесения опасностей в картину мира ребенка.

🌎Необходимо формировать личность безопасного типа: человека, который ценит жизнь, здоровье и безопасность. Мы формируем такие знания, навыки и качества личности, которые помогут избегать опасности, предотвращать их или же при попадании в чрезвычайную ситуацию уметь себя спасти и выжить.

☝Технология спасения жизни дает ребенку ценности жизни и здоровья, уверенности в себе и взвешенную ответственность.

Врач-психотерапевт, психолог, кандидат педагогических наук, автор курса «Технология спасения жизни» - О. В. Котлованова