×
Меню сайта

Добро пожаловать на страничку учителя-дефектолога

Липатниковой Елены Николаевны.

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению.

Советы родителям

Что делать, если у ребенка раннего возраста с ОВЗ появились трудности в поведении?

                    «Как научить ребёнка пользоваться ножницами»

Дети рано проявляют интерес к ножницам. Но многие мамы боятся начать учить ребёнка ими пользоваться, так как обеспокоены безопасностью таких занятий. 
Дети не с первого раза понимают, как правильно держать ножницы в руках и как вообще ими пользоваться. 
Умение вырезать — важный навык, который предстоит ребёнку освоить. Работа с ножницами развивает мелкую моторику рук, мышление и координацию, учит концентрироваться, быть внимательным и усидчивым. 
Как помочь ребёнку научиться работать с ножницами, ведь они — сложный инструмент?

Совет №1. Развивайте навыки моторики

  • Пусть ребенок перемещает кубики или другие предметы с помощью кухонных щипцов, ему это непременно понравится.
  • Попросите ребенка выжимать воду из водной игрушки или губки во время купания.
  • Наполните пипетку для закапывания глаз краской и попросите ребенка нарисовать картину, понемногу выдавливая краску из пипетки.
  • Предложите ребенку пробивать дыроколом отверстия в листе картона, это укрепит его мышцы рук.
  • Пусть ребенок почаще играет с пальчиковыми куклами-марионетками. Это великолепный способ научиться использовать пальцы по отдельности.
  • Ребенку также понравится рвать бумагу на мелкие кусочки. Это поможет развить сноровку и ловкость.
  • Закрепление прищепок по краям бумажной или пластиковой тарелки идеально подходит для развития двусторонней координации.


Совет №2.  Подберите правильные ножницы.
В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в руке вашего ребёнка. Ножницы для детей обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы ребёнок не укололся и не поранился. 
Пусть ребёнок держит руку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц. Теперь пусть ребёнок проденет кончик среднего пальца в другое колечко. Поместите указательный палец на второе колечко. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты и упираться в ладонь. Для обучения работе с ножницами хорошо подходят обложки журналов. Сейчас можно найти комплекты ножниц с фигурными лезвиями. Такие ножницы не только помогут развить моторику, но и творческий потенциал
вашего ребёнка. Ножницы, которые вы покупаете ребенку, должны соответствовать доминированию одной из его рук. Большинство ножниц рассчитано на правшей.  Тем не менее ребенок-левша должен пользоваться ножницами, предназначенными специально для левшей. У ножниц для левши верхнее лезвие расположено слева, чтобы ребенок мог видеть линию отреза.

Упражнение «Ступеньки».

Цель: Учить детей работать ножницами, разрезая квадрат по диагонали на равные части.

Упражнение «Цветочки из лепесточков».

Цель: Учить детей работать ножницами, разрезая геометрическую фигуру пополам на равные части.

Упражнение «Мячики».

Цель: Учить детей работать ножницами, срезая уголки квадрата и образуя круг.


Совет №3.  Дайте ребёнку волю вырезать необычные фигуры. 
Очень скучно просто резать бумагу. Дайте ребёнку волю вырезать необычные фигуры. 
Включите фантазию, и ваш ребёнок получит много новых тактильных, звуковых, визуальных ощущений! Кроме того – это интереснейшее занятие развивает координацию глаз – рука. 


Совет №4.  Организуйте удобное место для занятий. 
Организуйте ребёнку рабочее место, сядьте рядом, и проверьте как усвоил ребенок правила  использования ножниц. 
Не забудьте, что при работе понадобится большое количество бумаги и ёмкость, куда будете складывать остатки нарезанной бумаги. После занятия вместе с ребёнком вынесите остатки бумаги в мусорное ведро. 


Совет №5.  Делайте вырезание весёлым. 
Чтобы ребёнок с увлечением занимался вырезанием, делайте эти занятия весёлыми. Придумывайте различные задания и обыгрывайте их. Можно выполнять творческие работы по определённому замыслу, по знакомым сказками или историям, придуманным вместе со своим ребёнком. 
Можно также воплотить в творчестве впечатления от прогулки в парке, сквере, от семейной поездки в  лес или обращая внимание детей на красоту природы по дороге в детский сад.
И когда идёте вместе из детского сада домой, учите своих детей любоваться красотой природы.


А материалом для композиций могут служить:
- упаковки от новогодних подарков;
- коробки конфет, которые к этому времени уже пусты, но     предусмотрительные и творческие родители их не выбросили;
- фантики от конфет;
- рекламные журналы и буклеты с различной тематикой;
- кусочки обоев;
- лоскуты тканей;
- цветная и белая бумага;
- клей – карандаш и клей ПВА;
- ножницы с обычными и фигурными лезвиями. 
Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы. И пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки. 

И самое главное – хвалите своего ребёнка, даже за маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать вас. 

 

Консультация для родителей «Обучение детей работе в тетради в клетку»

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» учат не только в школе, но и детском саду. Сейчас учителя желают получить первоклассников, уже умеющих почти все, потому что в школе трудная программа. 
Поможем же своим дошколятам прийти в первый класс подготовленными и уверенными в себе. Для этого запасемся терпением, временем, тетрадью в клетку и простым карандашом (это важный пункт, так как вначале у ребенка не все будет получаться идеально и всегда можно воспользоваться ластиком для исправления ситуации).

Итак, сначала учимся видеть клетку. Детям дошкольного возраста это трудно, они не замечают разлинованного листа. Родители сами рисуют несколько разноцветных квадратиков, точно обводя контуры клетки, а потом уже ребенок повторяет эти действия. Постепенно ребенок привыкает к границам клетки и уже в состоянии вписать в нее кружок или треугольник, провести диагональ или поставить точку в центре. Несложные упражнения на чередование геометрических фигур и штриховка помогут не только ориентироваться на листе бумаги, но и развить координацию движений и мелкую моторику рук. Впоследствии можно переходить к графическим диктантам, когда взрослый дает словесную инструкцию: «Одна клетка вверх. Две клетки вправо… » Следуя указаниям взрослого, ребенок получает изображение различных животных, цветов. 

Усложняя задание, можно подвести дошкольника к созданию довольно сложных пространственных композиций. 
Хорошо развивает внимание графический диктант не на слух, а на воспроизведение готового образца. Это гораздо сложнее, нежели следование готовой голосовой инструкции - здесь ребенку уже самому приходится высчитывать количество клеток и определять их направление. 
Затрачивая на ребенка ежедневно по полчаса, есть возможность проводить его в первый класс подготовленным и не чувствующим себя отстающим от других детей. 

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения наблюдается общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки. Для тифлопедагога, воспитателей и родителей имеет значение развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук. Развивать моторику можно с помощью пальчиковой гимнастики, включающие пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира – животных, людей, явление природы и пальчиковые инсценировки сказок и потешек.
           Моторные упражнения для пальцев и кистей рук с различными предметами (застегивание пуговиц, различного вида шнуровки, упражнения с мозаикой, наматывание клубков (нитки различной фактуры) и т.п.), особенно важно использовать в работе с детьми с амблиопией и косоглазием для выработки у них зрительно – перцептивного контроля. Чтобы увлекательно и занимательно проходило занятие по развитию мелкой моторики предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вырабатывают ловкость, гибкость, подвижность кистей рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.


    Массаж рук
Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движения пальцев рук.
Оборудование:
Массажные резиновые мячики с шипами
Ход работы:
• Педагог предлагает ребенку покатать мячик между ладонями
• Покатать мячик по столу (правой потом левой рукой)
• Ритмичные сжимания и разжимания пальцами рук
   Ритмичное поглаживание каждого пальчика, сжимание и разжимание кулачков

 

Волшебный карандашик
Цель: Формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев, кистей рук. Развитие внимание и слухо-моторной координации.
Оборудование:
Карандаш с граненой поверхностью
Ход работы:
Педагог предлагает ребенку взять карандаш
- Возьми волшебный карандашик, зажми его между ладошками и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашиком возле правого уха, теперь возле левого уха. Что ты, слышишь?
* Затем педагог предлагает покатать карандашик по внешней стороне кисти руки, потом по внутренней стороне кисти рук.

 

Золушка
Цель: Развитие мелкой моторики, учить поочередно, действовать правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев.
Контейнеры с широким дном 2-4 шт, крупа (манка, гречка, фасоль, ракушка, горох), бусинки, тарелочки
Ход работы:
Педагог предлагает вспомнить сказку Ш. Перро « Золушка»
- Ты, помнишь, как злая мачеха заставляла Золушку перебирать крупу, которую она смешала? Золушка очень устала, давай ей поможем? Нужно смешанную крупу разобрать по тарелочкам.… И тогда она точно успеет на бал!
Игру можно усложнить, предложив сортировать крупу по схеме.

 


Сокровища гномов:
Цель: Развитие мелкой моторики, учить поочередно, действовать правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев.
Контейнер с песком и с широким дном, бусины, нить.
Ход работы:
Педагог предлагает вспомнить сказку Б. Гримм « Белоснежка и семь гномов»

 

 

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Также гимнастика восстанавливает зрение при зрительном утомлении. 

Длительность проведения зрительной гимнастики в младшей группе 2-3 минуты. 

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

  • Всегда снимать очки.
  • Фиксировать положение головы.
  • Начинать упражнения надо с простых движений, увеличивая их сложность.
  • После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать. Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.
  • Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.
  • Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные зрительные настенные или потолочные тренажеры, сигнальные метки. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, игрушек. 
  • Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении  транспорта, для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой  машины и т.п.
  • Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определённым дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы. 
  • Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка.
  • Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора.

1. Зрительная гимнастика в стихах по словесным указаниям

Раз – налево, два – направо
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцы глаз.
Видеть будем скоро лучше,
Убедитесь вы сейчас.

2. Следим за пальцем руки:

По прямой дорожке – палка,
По кривой дорожке – галка.
По наклонной – едут сани,
По волнистой – кот с усами

3. У детей в руках игрушка. Упражнение «Вверх – вниз»:

Вверх игрушку поднимаем
Вниз тихонько опускаем.
Раз – вперёд,
Два – назад
Очень я игрушке рад.
В руку правую возьмём
И в сторонку отведём.
В руку левую возьмём,
Влево  руку отведём.
И опять к себе прижмём.
Быстро, быстро поморгай,
Отдых глазкам своим дай.

Правильное питание – важное условие сохранения зрения у ребенка.

Чтобы уменьшить вредное влияние компьютера и телевизора на глаза, соблюдайте следующие правила:

умеренность в еде;
полноценная, разнообразная, легкоусвояемая и сочетаемая пища;
повышенное употребление продуктов, богатых витаминами А, Е и С. 

Начнем с последнего. Витаминный дефицит в наши дни свойственен большинству. Витамин А содержится в моркови, салате, зеленом горошке, дыне, помидорах, луке, твороге, печенке. Витамин Е – в овощах, бобовых, зелени. Витамин С – в шиповнике, смородине, квашеной капусте, цитрусовых. Щедро включайте в рацион  ребенка блюда из этих продуктов.

Морковь – богатейший источник каротина (провитамина А). Прекрасно питает и укрепляет глаза, помогает предотвратить близорукость. Хорошо, быстро усваивается. Сок моркови можно пить без ограничений, но два раза в год пропаивайте его ребенку как лекарство, курсом. Каждое утро в течение месяца – стакан сока. Кстати, морковный сок укрепляет нервную систему и способен привести весь организм в бодрое состояние. Если запасенная вами морковь потеряла сочность и непригодна для сока, готовьте отвар моркови. Он же может составить основу овощных супов. Тушеную морковь, морковный салат, сок лучше употреблять со сметаной или маслом, так как витамин А является жирорастворимым.

Сок петрушки очень полезен при заболевании глаз и зрительного нерва, катаракте и конъюнктивите, изъязвлении роговицы глаза. Сок петрушки способствует восстановлению остроты зрения. Содержащиеся в нем элементы укрепляют кровеносные сосуды. Сок петрушки – сильнодействующее средство, пропаивайте его не более 30-40 мл в день, не больше одной столовой ложки за один прием. Сок петрушки лучше смешивать с водой или с другим овощным соком. Исключительно полезна смесь сока петрушки и моркови.

Отлично очищает кровь и весь организм, укрепляет глаза свекла. Две столовые ложки ее сока стоит добавлять к смеси морковно-петрушечного сока.

Детям очень полезно пить шиповник – по содержанию витамина С он абсолютный лидер. Его ежедневное употребление обеспечивает прочность и эластичность сосудов. Ребенку, страдающему близорукостью, полезен боярышник. Он богат аскорбиновой кислотой и каротином. Высушите плоды боярышника, перемелите в муку, размешайте с медом и ешьте как варенье. Сушеные листья и плоды боярышника полезно заваривать вместо чая. Ежедневно включайте в ваш рацион настои боярышника и шиповника, черничный морс и кисель, зеленый чай.

Богата каротином, необходимым для ослабленных глаз, тыква. Ограничений в ее потреблении нет. Добавляйте тыкву в салаты, супы, пюре. Положительно воздействуют на сосуды глаз абрикосы в любом виде: свежие плоды, сок, сушеные – курага и урюк.

Очень полезна для зрения черника. Съедайте ее за сезон не менее 10 стаканов. Черника хорошо сохраняет свои лечебные свойства в засахаренном виде. Перетирайте чернику в пропорции: стакан ягод на стакан сахара. Количество сахара можно уменьшить вдвое, если заготовленную чернику будете хранить в холодильнике.

Страдающим болезнями глаз стоит раз в год пить рыбий жир, а два раза в год – витаминный препарат "Аевит" или аналогичные витаминные комплексы, в которых поливитамины сочетаются с микроэлементами, в первую очередь с кальцием. Каждый прием пищи должен включать фрукты, овощи, салаты, соки.

Из крупяных каш особенно богаты витаминами, которые хорошо усваиваются и необходимы детским глазам, овсяная и гречневая. Как можно меньше ешьте сладости и белый хлеб. Можно ограничить употребление соли, но ни в коем случае не исключайте ее из рациона полностью.