×
Меню сайта

Добро пожаловать на страничку учителя- дефектолога

Осиповой Марины Евгеньевны

Образование: два высших педагогических, окончила ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в 1994 г., и в 1998г.

Квалификация по диплому: "Преподаватель дошкольной педагогики и психологии", «Учитель – логопед и учитель – олигофренопедагог».

Стаж педагогической работы – 27 лет
Стаж работы в должности педагога-дефектолога – 27лет.
Педагог-дефектолог первой квалификационной категории.

Мое педагогическое кредо: педагог без любви к ребенку- все равно что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

 

Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков. По сути, это развитие восприятия ребенка и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.      

Готовность ребенка к школе во многом зависит именно от сенсорного развития, самым благоприятным период для которого является дошкольный возраст.

В два года у малыша доминирующим направлением сенсорного развития служит восприятие предметов. Знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия. В два года у ребенка закрепляется восприятие величины предмета. Он может показать, какой мячик большой, а какой маленький. Восприятие у детей становится осмысленным, потому что они уже умеют сопоставлять. Дети ориентируются по форме предметов. Так, предметы круглой формы — это мячики и шарики.

В 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. И яркий тому пример — собирание пирамидки, когда дитя учится нанизывать на палочку внизу большие колечки, а затем переходить к меньшим. Задача родителей и педагогов на этом возрастном этапе заключается в формировании у ребенка сенсорных эталонов. Так, в форме это круг и квадрат, в цвете — это выделение основных цветов, в величине — большой и маленький размер, в звуках — тихо и громко, в тактильных ощущениях — мягко и твердо.

И родители должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики. Такое обучение происходит в процессе дидактических игр. Самыми удобными для развития сенсорики детей 2-3 лет являются деревянные игрушки. Они удобны в выполнении действий и в манипулировании.  

В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме. Так, домик всегда большой, снег белый, снеговик круглый. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия ребенка.

Детям третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Это проявляется стремлением следовать образцу, который задается взрослым. Совершенствуется координация движений руки, моторика пальцев ребенка, что позволяет справляться с мозаикой, рисованием, строительными наборами. Поэтому взрослым следует создавать оптимальные условия для накопления представлений о цвете и величине, форме и фактуре, удалённости предметов.   Большое значение для сенсорного развития имеет продуктивная деятельность ребенка.

В период от двух до двух с половиной лет малыш должен научиться следующему:

  • Находить предметы четырех основных цветов и их оттенков, уметь называть некоторые из них;
  • Правильно выбирать заданную фигуру или геометрическое тело из нескольких предложенных фигурок, различать и называть( круг, кубик);
  • Разбираться в размере предметов, правильно собирать матрешку;
  • Самостоятельно собирать маленькую пирамидку и составлять простую башню из кубиков

 

  • К трем годам ребенок может:
  • Находит по образцу и просьбе взрослого предмет нужного цвета;
  • Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттеков цветов
  • Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;
  • Знает и называет геометрические фигуры;
  • При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:
  • Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;
  • Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;
  • Называет фактуру предмета: твердый, мягкий
  • Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;
  • Собирает башенку по образцу