Меню сайта

Служба ранней помощи

В сентябре 2020 года в нашем детском саду начинает работу "Служба ранней помощи" родителям, воспитывающим детей до 3 лет
Буклет "Служба ранней помощи"

Приказ Департамента образования мэрии г.Ярославля "Об организации работы Службы ранней помощи в МДОУ Детский сад № 65" № 01/05-646 от 31.08.2020

Приказ "О деятельности Службы ранней помощи" № 02.03/80 от 31.08.2020

Положение о Службе ранней помощи

  • Педагогические кадры.

Майкова Е.С., старший воспитатель, высшая квалификационная категория,
Кулагина О.Г., педагог-психолог, высшая квалификационная категория,
Дайнеко Д.Ю., учитель-логопед, высшая квалификационная категория,
Липатникова Е.Н., учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория.

Особенности развития ребенка в младенческом возрасте

Если Вы заметили некоторые отклонения в развитии Вашего ребенка, приглашаем Вас проконсультироваться с нашими специалистами!

Развитие ребенка раннего возраста в период адаптации 2020

Региональный навигатор служб ранней помощи в системе образования Ярославской области

Консультация психолога

Основные правила взаимодействия с ребёнком раннего возраста

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними.

В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра – исследование, игра – конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен.

Правила для родителей, которые хотят грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком

1. Развитие умения вступать в диалог

  • Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.
  • Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.
  • Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.
  • Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.
  • Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки – это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.
  • • Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией – это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

2. Развитие умения соблюдать очередность

  • Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор.
  • Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку! », «телефон», «мне—тебе», строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю "алло! ", теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.
  • Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно.
  • Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.
  • Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.
  • Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.
  • При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.
  • Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.
  • Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

3. Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни

Умение требовать:

  • Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.
  • Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще? » Дождитесь ответа или звука с его стороны.
  • Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку управлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

Умение отказываться:

  • Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».

Умение здороваться и прощаться:

  • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания.

Умение делиться информацией:

  • Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

Умение давать:

  • Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.
  • Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.
  • Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Игра со звуками:

  • Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:

— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.

— звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).

Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка
  • Давайте малышу время на ответ – это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.
  • Слушайте. и ждите.
  • Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.
  • По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.
  • Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.
  • Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.
  • Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).

Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.

Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил, клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.

Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности — от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.

Простые правила для совместной игры:

  • Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.
  • Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.
  • Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.
  • Не перебивайте игру, не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.
  • Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений – конец игре.
  • Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.

Пример: «Это домик? » (Ну, конечно же, домик/). Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня! ».

  • «Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.

4. Развитие игровых навыков

  • Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.
  • Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.
  • Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.
  • Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите, как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание – это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.

Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.

Как воспитывать зрительное восприятие:

  • привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;
  • рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;
  • находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности, обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть! »',
  • поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;
  • окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.

Как воспитывать слуховое восприятие:

  • привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;
  • учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;
  • читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;
  • создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.) ;
  • • разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.

Как воспитывать тактильное восприятие:

  • привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;
  • ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.) ;
  • играть в игры-«шуршалки» с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка.

Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.

Таким образом, что обеспечить полноценное познавательное развитие ребенка, ввести его в мир культуры, взрослые должны организовать стимулирующее развитие предметной среды, привлечь внимание малыша к новым предметам, познакомить с их назначением и научить пользоваться ими, поощрять и поддерживать детскую любознательность.

 по материалам книги: Волков Б.С.: Детская психология: от рождения до школы. - СПб.: Питер, 2009 Источник: http://www.centr45.ru/