Меню сайта

Страничка учителя-дефектолога

Сидоровой Ольги Владимировны

Образование: ЯРГУ им.К.Д. Ушинского, ГОУ ЯО Институт развития образования.

Стаж педагогической работы 32 года

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет.

Восприятие цвета.

Ребенок должен различать и называть основные цвета спектра красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, коричневый, голубой, черный, белый, фиолетовый.

Выкладывает сериационный ряд по насыщенности от темного к светлому и от светлого к темному (6-7 оттенков).

 Уметь выделять у основных цветов темные оттенки из темных, светлые из светлых.

    Уметь описывать окраску предметов в окружающем пространстве и в сюжетном изображение.

                                                      Восприятие формы.

Знает и различает основные геометрические фигуры плоскостные и объемные: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо).

Соотносит геометрические фигуры с предметным изображением и с предметами в окружающем пространстве.

Восприятие величины.

Словесное обозначение параметров величины, понимание, называние: большой-маленький; высокий- низкий, широкий- узкий, длинный- короткий, толстый- тонкий). Высоты, длина, ширина, толщина. Выше- ниже, длиннее- короче, шире- уже, толще- тоньше;    

    Соотносит правильно предметы по величине.

Выкладывает предметы по величине (от высокого к низкому и наоборот путем наложения или зрительного сравнения 6-7 предметов).

Восприятие пространственных отношений.

    Понимание пространственных предлогов и наречий. Понимает и использует в активной речи предлоги и наречия: из, на, под, по, в, к, за, рядом, над, перед, между, впереди, вперед, сзади, назад, вверху, верх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом. 

Оценивает удаленность в большом пространстве. Высоко- низко, далеко- близко с точкой отсчета от себя в одном и разных направлениях, что висит выше шарик или кубик, какие предметы далеко от тебя, близко к тебе; Микроориентировка на листе.

 Верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и в разных направлениях. Положи кружок на верхнюю сторону листа, треугольник на нижнюю, квадрат по середине и т.п. Проведи по листу пальчиком снизу вверх, сверху вниз и т.п.

                                   Ориентировка на себе знает и называет части тела и их пространственное расположение; хорошо ориентируется в собственном теле и на кукле. Проговаривает пространственное положение частей тела; покажи голову, ноги, руки и т.д.; что у тебя одно, что у тебя по два, где у тебя находится живот, что у куклы сзади, возьми карандаш в правую руку и т.д.;

                          Составляет целое из частей предметного изображения (6-7 частей, разрезанные по вертикали и горизонтали, а также усложнённые варианты, разрезанные по диагонали).

Анализ образца, узнай, что на картинке, расскажи какие части есть у предмета, собери такую же картинку самостоятельно, расскажи, как будешь выкладывать, что сначала, что потом.

Использует в речи синонимы, антонимы. Слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). Использует множественное число существительного.

 Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. Строит предложения из 4-6 слов.

Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

Особенности памяти.

Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок может вспомнить не менее 4-5 слов.

Называет свое имя, отчество, фамилию, адрес, имена и отчества родителей и их профессии.

Зачем проводить зрительную гимнастику

   Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, нам стоит напоминать о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома.
    Ведь ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку. Не улучшают зрение и игры с мелкими деталями в сотовых телефонах и новомодных переносных приставках. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполнит её в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.
                Каким детям показана гимнастика для глаз?
   Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения. Если же у ребёнка уже существуют отклонения в зрении, зрительная гимнастика поможет не ухудшить ситуацию, а в некоторых случаях и скорректировать проблемы. Задача родителей – выучить простые упражнения гимнастики для зрения для детей и поначалу напоминать о выполнении упражнений ребёнку дома и даже самим присоединяться к выполнению полезных для глаз упражнений.
                 Комплекс зрительной гимнастики для детей.
Какую простейшую гимнастику для глаз можно порекомендовать для детей, чтобы сберечь зрение? Предлагаем вам один из несложных комплексов упражнений. Длительность занятий — 3-5 минут. Упражнения выполнять сидя или стоя.
1. На счет «раз, два» фиксировать взгляд на близком объекте (на расстоянии 15 - 20см), на счете «три — семь» взгляд перевести на дальний объект, на счет «восемь» взгляд снова перевести на ближний объект.

2. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки.
3. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4 - 5 раз.
4. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на минуту представить погружение в полную темноту), открыть глаза. Повторить 3-4 раза
5. Для выполнения следующего упражнения потребуется дополнительный материал. На стене располагается рисунок в виде змейки, спирали или цветной шахматной доски. Детям предлагается «пройти путь» глазами; от начала змейки до конца, от начала спирали до центра, по цветным кубикам, заданным вами.
6. В углах комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.
7. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.

Как объяснить, что носить очки важно и нужно

   Залог успешного ношения очков – внушить ребенку позитивное к ним отношение. Не уставайте повторять малышу, что очки ему идут, в них он очень красивый, очень взрослый и т.д. Сделать это проще, если кто-то из членов семьи также ходит в очках, тогда можно просто сказать: «Надо же! Теперь ты такой же умный (взрослый), как папа, а у мамы очков нет, мама тоже хочет…».

     Некоторые родители идут на хитрость и покупают себе очки без диоптрий, чтобы стать для ребенка примером для подражания: «Нам так понравились твои очки, что мы купили и себе тоже». Тоже самое и с окклюдером, поговорите с ребенком о важности и пользе его ношения не только в детском саду, но и дома, объясните ребенку, что больной глазик тоже хочет выздороветь и хорошо видеть, и поэтому он должен работать, а здоровый отдыхать, так он быстрее поправится.

Консультация для родителей и педагогов "Как работать с ножницами"

Консультация для родителей «Игры со снегом»

Все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт.

Игры со снегом доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Подвижные зимние игры помогают не замёрзнуть и увеличить время прогулки. Существует много зимних развлечений и забав. Выходя на прогулку в зимнее время с ребенком, хорошо иметь в запасе несколько увлекательных игр. Давайте вспомним самые интересные из них.

1. Лепим из снега

Снег — замечательный материал для творчества, особенно когда он немного влажный. Поэтому, если вы планируете лепить скульптуры, обязательно возьмите с собой сменные варежки или перчатки для ребенка и себя. Когда пойдете гулять, возьмите с собой гуашь, кисточки и салфетки, а материал для лепки вас уже будет ждать.

2. Снежки

Очень веселая игра для всей семьи зимой. Кидать снежки можно в цель, устраивать соревнования, кто дальше или выше.

Правила можно усложнять: например, бросать только левой рукой или обязательно на одной ноге, подпрыгивая, или держа одну руку, отведенную назад и т. д.

3. Снежинки

Снег сам по себе очень уникален! Если на улице подходящий снег, состоящий из отдельных снежинок, то дайте ребёнку лупу, чтобы он мог рассмотреть какие они все разные и красивые.

4. Ангел. Отпечаток на снегу

Для создания снежного ангела требуется найти нетронутый снег, лечь на него, раскинув ноги и руки в стороны, и начать двигать руками вверх-вниз, а ногами вправо-влево. Руки создают крылья "ангела", а ноги – нижнюю часть его одеяния. После создания фигуры необходимо аккуратно встать, не задев её.

5. Рассматривать следы на снегу.

На свежем снегу отлично видны следы птиц и зверей.

6. След в след

Сначала по снегу идет взрослый, делая шаги поменьше, за ним, наступая на сделанный только что след, двигается ребенок. Потом водить начинает ребенок, а взрослый идет по его следам.

7. Рисование снегом

Снегом можно рисовать на заборах, стенах и деревьях.

8. Рисунки на снегу.

Для этого нужно заранее приготовить бутылочки с пробками, в которых проделана дырочка и заполнить их водой, в которой разведены акварельные краски. Можно разрисовать снеговиков, крепости, или просто рисовать разноцветные дорожки, радугу, салют и др.

9. Лабиринт

Как только на улице появятся большие сугробы, отправляйтесь играть в «Лабиринт». Проложите в глубоком снегу сложный лабиринт из запутанных дорожек, ходов, выходов и тупиков. Настоящий квест! Ребенок должен его решить, пройдя по лабиринту и отыскав выход из него. Задачу можно усложнить, если играть в эту игру на время.

10. Замаскированные обитатели

Когда на ветках много снега, то там обязательно можно углядеть снежных жителей, которые замаскировались под неприметные маленькие сугробы. Попробуйте их отыскать!

11. Поиск сокровищ

"Сокровище" нужно спрятать под снегом в определенном месте. По заданию ребенок должен найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т. д.

12. Тюнинг

На вашем автомобиле, который занесен снегом, разрешите ребенку порисовать. Можно нарисовать автомобилю глаза, нос и рот.

13.Измерить глубину сугробов

15. Погонять всей семьей на снегу мяч — и падать не больно и удовольствия выше крыши.

16. Потрясти дерево и устроить снегопад.

Играйте на улице в веселые игры, и зимняя прогулка станет удовольствием для вас и для ребенка!

Консультация для родителей «Игры с водой».

Игры с водой – одно из любимых детских забав. И не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже не важно то, что у вас вокруг одни лужи, выпачканная ванная и т. д.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания. Малыши удивляются, делают для себя маленькие открытия. Взрослый пускает на воду маленький кораблик, и он плывёт, когда кораблик намокает, он тонет. Взрослый побуждает потрогать воду рукой. Кораблик плывёт, ребенок старается подтолкнуть его рукой. Задаёт вопрос«Почему он плывёт медленно?». Малыш бросает мячик и говорит«Смотрите, мячик плавает и не тонет!». Затем пытается опустить его на дно таза, но мячик опять всплывает. Объясните, что мячик круглый, резиновый, лёгкий, поэтому он плавает, а бумажный кораблик намокает, поэтому тонет.

Так, простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Взрослый опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! Для маленького ребёнка – это открытие! Поясняет, что камешек тонет, потому что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Руководство в таких играх со стороны взрослого просто необходимо. Взрослый в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные доступные для восприятия, предмет «тонет»«плавает»«водичка чистая»«тёплая». Часто дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.

Игр с водой огромное разнообразие, вот некоторые из них, которые доступны для каждого ребенка.

«Окрашивание воды»

Покрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с ребенком, где вода получилась темнее, а где светлее.

«Маленький рыбак»

Мелкие предметы бросаем в тазик или ванну. Это будут рыбки. Ребенку даем «удочку» (половник с длинной ручкой или ложку, которой он будет вылавливать рыбок. Можно ловить и сачком – для этого подойдет дуршлаг или сито.

«Учимся измерять»

Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

«Поиск сокровищ»

Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в тазик с водой. Завяжите ребенку глаза и предложите отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

«Лейся, лейся»

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

«Тонет – не тонет»

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди разные предметы, ребенок наблюдает, погружаются они в воду или нет, и что с ними происходит.

«С места на место»

Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача ребенка – выловит ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

Уважаемые родители! Организуйте с детьми «Игры с водой» у себя дома, и вы увидите, какую пользу они принесут в развитии ваших малышей!