Меню сайта

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О проведении в Российской Федерации года педагога и наставника

Приказ Департамента образования Ярославской области от 29.07.2022 № 33-нп "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области"(Зарегистрирован 29.07.2022 № 10-12647)

Положение о системе наставничества в МДОУ "Детский сад № 65"

Приказ о закреплении наставнических пар на 2022-23 учебный год

Приказ о закреплении наставнических пар на 2023-24 учебный год

Годовой план мероприятий МДОУ «Детский сад № 65» в рамках «2023 – Год педагога и наставника»

Руководство. Педагогический состав

Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога будут направлены на повышение престижа профессии, развитие творческого и профессионального потенциала. 
Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей и молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.
Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Задачи наставничества:
 – обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
- совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
-  приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения. Объединять вокруг традиций ДОУ.

 

Исторический аспект наставничества
 

 

В настоящее время вопрос наставничества вновь стал актуальным. О роли наставника в адаптации новых сотрудников, повышения их квалификации ведутся дискуссии на конференциях и круглых столах. 
Проследим развитие понятия «наставничество» в истории образования. Отметим, что наставничество в истории педагогики явление не новое, имеет свою многовековую историю развития, подъема, спада и забвения.  
Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына легендарного царя Одиссея и Пенелопы, был Ментор мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием. Так появился термин «ментор» или наставник.
Еще с древних времен философы рассматривали основные задачи наставника. Древнегреческий философ Сократ главной задачей наставника видел пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках ученик и наставник должны находиться в равном положении, подводивший ученика к истине посредством продуманных наставником вопросов.
В русском литературном языке XVII века слово «наставник» употреблялось в значении «учитель, воспитатель». В 1813 году согласно постановлению Министерства народного просвещения вводилась должность надзирателя, наставника в учебных заведениях. В обязанности входило неустанно наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности»
В различных формах наставничество было распространено и в СССР в 30х годах XX века. Главной задачей наставничества было воспитание молодежной смены, доверялось людям с высоким профессионализмом и богатым жизненным опытом.  Движение наставничества широко пропагандировалось, проводились слеты, лучших наставников поощряли и награждали. 
В наше время Целью наставничества в детском саду является- создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.
Поскольку наставничество является двухсторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, формировать у него общественно-значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.